2 июля 2012 состоялось заседание Альтернативного Правительства Оренбургской области. На заседании членами Альтернативного Правительства была рассмотрена экологическая концепция развития Оренбургской области.

Было отмечено, несмотря на принятие в 2010 году областным Правительством областных целевых программ «Оздоровление экологической обстановки Оренбургской области в 2011-2015 годах» и «Отходы» на 2011-2016 годы, которые должны способствовать улучшению экологической обстановки и обеспечению экологической безопасности на территории Оренбургской области и в регионе Южного Урала, экологическая обстановка в регионе остается неудовлетворительной и требует комплексного системного подхода к решению экономических, социальных и экологических проблем.

В итоге заседания Альтернативного Правительства участниками были рассмотрены основные направления деятельности органов исполнительной власти, природоохранных служб и руководителей промышленных предприятий по снижению загрязнения окружающей среды в Оренбургской области: охрана атмосферного воздуха, снижение отходов производства и потребления, охрана и восстановление водных ресурсов, сохранение и воспроизводство биоразнообразия области, научно-исследовательские разработки в сфере природоохранной деятельности.

 

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

 

(Конституция Российской Федерации ст. 42)

Устойчивое развитие Российской Федерации, высокое качество жизни и здоровья ее населения, а также национальная безопасность могут быть обеспечены только при условии сохранения природных систем и поддержания качества окружающей среды. Для этого необходимо формировать и последовательно реализовывать единую государственную политику в области экологии, направленную на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. Сохранение и восстановление природных систем должно быть одним из приоритетных направлений деятельности государства и общества.

(Экологическая доктрина Российской Федерации)

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЛАГОПРИЯТНОЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

1. Состояние окружающей среды области

Официальное представление о состоянии охраны окружающей среды в Оренбургской области общеизвестно.

Оренбургская область является регионом России, располагающим многоотраслевой промышленностью: горнодобывающей, тяжелой индустрией, интенсивным сельским хозяйством, нефтегазодобывающей с комплексами переработки, машиностроением.

Загрязнение окружающей природной среды происходит в результате хозяйственной деятельности более 14 000 источников загрязнения на 1 400 предприятий – основных загрязнителей, на долю которых приходится более 95% выбросов загрязняющих веществ.

Валовые выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных и передвижных источников по области составляют около 1 млн. тонн. По этому показателю Оренбургская область входит в первую десятку регионов России с наибольшими объемами выбросов и на первом месте по Приволжскому Федеральному округу.

Объем выбросов на 1 кв. км. Территории области составляет около 6 тонн, на одного жителя области приходится более 300 кг. загрязняющих веществ. Остается низким уровень утилизации вредных веществ (56%) предприятиями области.

Практически не улавливаются оксиды азота и углерода. Крайне мала степень очистки таких веществ, как фтористый водород, никель, кобальт, медь и ряда других тяжелых металлов.

Для западных районов области актуальной является проблема нефтяного загрязнения различных компонентов природной среды как при добыче, процессе транспортировки и переработки, так и в значительной степени от незаконного захоронения буровых шламов, замазученных земель, сжигания попутного нефтяного газа. В области открыто 218 месторождений нефти и газа, из которых в промышленной разработке находятся более 120, обустроенных целой целой сетью нефте-газоконденсатопроводами протяженностью более 16 тыс. км., значительная часть их которых сроком эксплуатации более 20 – 30 лет. Токсическое воздействии легких фракций, метановых и циклических углеводородов, смолы и асфальтены (содержащие тяжелые металлы), входящие в состав нефти, в значительной степени пирводят не только к гибели живой природы, но и отравляют самого человека.

Значимой проблемой для Оренбургской области является загрязнение окружающей среды отходами производства и потребления, которые в больших количествах образуются во всех базовых отраслях промышленности (металлургия, сельское хозяйство, энергетика, строительство, транспорт, горнодобывающая, нефтяная и газовая), а также в быту. На объектах хранения (полигонах, свалках, хранилищах, накопителях, занимающих площадь более 1000 гектар) накоплено более 1500 млн. тонн промышленных и бытовых отходов, из которых более 350 млн. тонн токсичных. По количеству образованных отходов область находится на 4 месте среди 83 регионов России.

Несанкционированные свалки, полигоны, шламохранилища более 90% не отвечают санитарным и природоохранным нормам. Отсюда возникает загрязнение водоносного горизонта высокой концентрацией загрязняющих веществ (растворимых в эфире), с превышением ПДК в 3197,8 раза, фенолов – в 2650 раз, железа – в 7 раз, содержанием сухого остатка – в 13 раз.

Оренбургская область расположена в бассейнах двух крупных рек – Урала – 78.2 тыс. кв. км. (63%) и Волги – 38.2 тыс.кв. км. (31%). Н бассейн Оби (р. Тобол) приходится 2.2 тыс.кв.км (2%) и бессточной зоны – 4.9.тыс. кв. км. (4%). Всего в области имеются 632 водотока общей протяженностью 21.2 тыс.км. Общий объем водных ресурсов рек составляет в среднем 9.8 куб. км.

На территории области имеется 47 естественных озер, общей площадью зеркала около 30 тас. га., 7 водохранилищ с объемом каждого более 10 млн. куб. м (общим объемом 3470 млн. куб.м), 175 водохранилищ с объемом каждого от 1 до 10 млн. куб.м и 1176 прудов с объемом каждого до 1 млн. куб.м. Общий запас пресной воды в прудах и водохранилищах составляет до 4 куб.км.

Основным источником хозяйственно-питьевого водоснабжения жителей области являются подземные воды, на долю которых приходится 91.5% водопотребления. Всего в Оренбуржье разведано 125 месторождений подземных вод. Из 71 наиболее значимых водозаборов в 23-ех – вода по исследованным показателям отвечает требованиям СанПиН. В 20 водозаборах вода не отвечает требованиям Сан ПиН по одному показателю, в основном по жесткости или по содержанию железа. По двум показателям превышение ПДК наблюдается в 15 водозаборах, по трем показателям в 5 водозаборах. В 8 водозаборах обнаружено превышение ПДК по 4 – 7 показателям.

Оренбургская область характеризуется резко континентальным засушливым климатом. Количество осадков в многолетнем разрезе не превышает 270 – 320 мм/год, при величине испарения с водной поверхности до 750 – 900 мм/год. Более 50% осадков приходится на холодный период года. В результате 80% величины речного стока приходится на весенний паводковый период.

2. Альтернативная позиция на состояние окружающей среды Оренбургской области и предложения по улучшению экологической обстановки в области

2.1. Достоверность экологической информации

Состояние окружающей среды определяется имеющим в наличии инструментарием.

Валовые выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных и передвижных источников по области определяются по отчетным статистическим данным предприятий, проверить которые не представляется возможным и которые в целом не отражают реальной картины выбросов.

Например, согласно показателям, которые официально имеются на сегодняшний день выбросы от передвижных источников уменьшаются, при этом количество автотранспорта растет.

Данная ситуация связана с тем, что официальные данные учитывают только выбросы от передвижных источников крупных промышленных предприятий, представляющих отчетность. Выбросы личного автомобильного автотранспорта, а также мелких предприятий и организаций в суммарных выбросах не учитываются.

По данным Оренбургского Гидрометцентра в середине 80-х, начале 90-х годов в атмосферу выбрасывалось 1 300 – 1 400 тыс. тонн вредных веществ в год, в настоящее время 1 000 тыс тонн.

При этом, если сравнивать динамику изменений концентрации загрязняющих веществ, то наблюдается рост данных.

Указанные факты наглядно свидетельствует о том, что имеющаяся информация о выбросах не является достоверной.

Непосредственно замеры предельно-допустимых концентраций в атмосферном воздухе осуществляется имеющими лабораториями, которые установлены на территории только 5 городов (Оренбург, Орск, Новотроицк, Медногорск, Кувандык) на 13 стационарных постах. На неавтоматизированных постах замеры осуществляются в определенное время четыре раза в сутки.

Таким образом, если выбросы происходят в неурочное время, или на территории, где нет соответствующего поста, то информация будет отсутствовать. Кроме того, отсутствует оперативность получения информации, так как результаты возможно получать не раньше, чем по прошествии 1,5-2 часов после проведения замеров, что значительно влияет на качество принимаемых решений.

Кроме всего вышесказанного необходимо отметить полное отсутствие доступности для населения имеющейся информации.

Один из примеров: 23 июля 2011 года в г.Орске Оренбургской области фактически сложилась чрезвычайная ситуация – было зафиксировано 11,11 ПДК по диоксиду серы в атмосферном воздухе в районе пр.Никельщиков. Превышение произошли в результате производственной деятельности ОАО «Южно-Уральский никелевый комбинат». Однако на запрос ЗАО ИД «Орский вестник» министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области сообщила, что протоколы результатов анализа проб воздуха являются внутренними документами. На запрос депутата Законодательного Собрания области Сибикина С.Л. Экологическая служба Оренбургской области сообщила о превышении ПДК в 5 раз, а Орская природоохранная прокуратура в 11,11 ПДК. При этом на 05.09.2011 года материала находились на стадии рассмотрения и это с учетом сроков административного производства.

Указанная проблема в полной мере освещена в газете «Орский вестник» от 28.06.2012 года в статье «Семь нянек орской экологии» (информация прилагается).

Учитывая, что наиболее заинтересованным в получении информации о состоянии окружающей среды является население необходимо:

создать автоматизированную систему экологического мониторинга на территории Оренбургской области, в первую очередь в промышленных зонах основных загрязнителей, а так же в городах Оренбург, Орск, Новотроицк, Медногорск, Кувандык, Гай.

обеспечить доступность для населения Оренбургской области полученных лабораторных данных в режиме реального времени.

разработать и принять закон Оренбургской области «Об экологическом мониторинге в Оренбургской области».

2.2. Установление причинно-следственных связей

Наличие достоверной информации о концентрации загрязнений, без каких то последующих действий само по себе ни к чему не приведет. Необходимо понимать, кто является источником загрязнения, иметь возможность принять меры к предприятию-загрязнителю.

Одной из возможностей установление причинно-следственных связей между загрязнением и выбросами предприятий может быть формирование так называемой базы по «отпечаткам предприятий».

Такой опыт используется в соседнем регионе в Республике Башкортостан в большей степени по водным объектам, но возможно применение и в области атмосферного воздуха.

Для его внедрения необходима комплексная лаборатория и сформированная база данных.

Для формирования базы необходимо провести обследование промышленных предприятий (основных загрязнителей) в городах Оренбург, Орск, Новотроицк, Медногорск, Гай, Кувандык, Бузулук, Бугуруслан, Ясный, п. Светлый;

• Результаты комплексного обследования должны стать основой согласования выбросов, поэтапного их снижения и мероприятий областной экологической программы.

Одной из региональных проблем является отсутствие возможности осуществление контроля за предприятиями, подлежащими федеральному контролю и непризнание территориальными подразделениями федеральных органов государственной власти материалов проверок соблюдения природоохранного законодательства региональных структур, чем нарушается принцип ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на территории субъекта.

Необходимо законодательно установить право органов регионального экологического контроля в определенных случаях осуществлять контрольные мероприятия на любых предприятиях, например при аварийных, чрезвычайных ситуациях, резких колебаний ПДК, осуществлять на территории предприятий необходимые замеры и обязанность принятия результатов проверок федеральными структурами при рассмотрении административного производства.

В отношении осуществления экологического контроля в целом необходимо отметить, что основная масса нарушений представляет собой отсутствие необходимых документов, разрешений, лицензий, отсутствие установленных нормативов ПДВ и др., что говорит либо о незнании законодательства, либо об экономическом преимуществе уплаты штрафных санкций вместо проведения оформления соответствующих документов и проведения необходимых мероприятий.

Применение ответственности при установлении непосредственно неправомерных выбросов загрязняющих веществ экологический ущерб не взыскивается.

В связи с этим необходимо внести изменения в законодательство, установив обязанность взыскания экологического ущерба при установлении соответствующего административного нарушения.

Данные меры позволят не только увеличить доходную часть бюджета, но и понудят предприятия к соблюдению экологического законодательства и применению экологически чистых технологий.

2.3. Влияние экологии на здоровье

Влияние экологии на здоровье человека неоспоримо. Показатели состояния воздуха, почвы, воды имеют непосредственное отношение к здоровью и смертности населения Оренбургской области.

Смертность от новообразований в Оренбургской области выше, чем в Приволжском федеральном округе и в Российской Федерации. Если сравнивать смертность от злокачественных образований в Оренбургской области, то здесь лидирует Медногорск.

В целом для Оренбургской области с 1991 года наблюдается рост онкозаболеваний и заболеваний органов дыхания. Это свидетельствует об ухудшающей экологической ситуации.

Постоянным оправданием ненадлежащего решения экологических проблем является отсутствие финанисрование, однако рост заболеваний влечет за собой значительный экономический ущерб, который связан с прямыми потерями бюджета и недополученной части ВРП.

По некоторым оценкам специалистов экономический ущерб вследствие преждевременной смертности населения в Оренбургской области более 1 млрд. рублей.

Предлагается:

• Для возможности принятия обоснованных управленческих решений требуется принятие методики оценки риска для здоровья населения и охраны среды обитания в Оренбургской области.

Внедрить практику взыскания ущерба причиненному здоровью.

2.4. Проблемы в сфере обращений с отходами

В отношении обращений с отходами отсутствует государственная политика, стимулирующая вторичное использование и обезвреживание отходов, Кроме того, существующая система учета и контроля со стороны федеральных и областных природоохранных органов за образованием и размещением отходов не позволяет получить достоверную информацию о фактических объемах образования отходов.

Ростехнадзор вынужден выдавать организациям лимиты на отходы. И выписывать многочисленные штрафы за нарушения. Самый большой штраф – 100 тыс. рублей. Плата же за размещение накопленных в течение прежних лет отходов с предприятий не взимается.

Поскольку отходы производства и потребления относятся к факторам, оказывающим резко негативное воздействие на окружающую среду и здоровье человека, нельзя ждать, пока собственники отходов проникнуться сознательностью и предпримут действия, направленные на уменьшения объемов отходов. Позитивный сдвиг возможен, прежде всего, за счет экономического стимулирования такой деятельности, для чего необходима строгая управленческая система сферы обращения с отходами.

Мировая практика показывает: путь вовлечения отходов, как вторичного сырья, в хозяйственный оборот является единственным, обеспечивающим снижение техногенной нагрузки на окружающую среду.

Наиболее рациональным является установление налогообложения с отходов. Даже установление ставки налога в 1 руб.с 1 кг. Производственных отходов область получит до 1,5 млрд. рублей дополнительных доходов в год.

Для решения проблем в сфере обращения с отходами необходимо:

• провести инвентаризацию промышленных и бытовых отходов на территории области;

• внести изменение в законодательство, установив налогообложение с собственников отходов производства и потребления;

• установить льготное налогообложение для предприятий и организаций, занимающихся переработкой отходов;

• организовать строительство заводов по переработке отходов на территории Оренбургской области.

2.5. Охрана и восстановление водных ресурсов

По результатам наблюдений природоохранных служб за последние годы наблюдается общее ухудшение качества воды в р. Урал на территории области. Значительным фактором, ухудшающим экологическую обстановку, является сброс бытовых и производственных сточных вод в поверхностные водные объекты. Из 39 городов и районов бассейна р. Урал лишь половина имеет сооружения по очистке сточных вод.

Большинство рек и озер загрязнены отходами жизнеобеспечения населения и хозяйственной деятельности. В результате – качество поверхностных вод практически повсеместно не соответствует санитарно-гигиеническим требованиям.

Однако, если по проблеме качества вод есть попытки ее решения, то эффективных предложений по решению главнейшей проблемы по обмелению рек не предлагается.

Одной из основных прогнозируемых проблем для Оренбургской области является опустынивание южных территорий и существенное сокращение объемов стока в бассейне реки Урал и его притоков.

Сезонное распределение водных ресурсов приводит к обмелению рек в летний период, и как следствие – к дефициту питьевой воды для многих городов и районов области. Так основная часть водного стока (порядка 80-ти процентов) проходит весенними паводками, из которых лишь 5 процентов аккумулируются в водохранилищах и прудах.

Не учитывается влияние сельскохозяйственного землепользования на сток талых вод. Дополнительное изъятие паводкового стока на сельскохозяйственных угодьях в целях повышения на них урожайности способствуют «мелению» р.Урал и его притоков в степной зоне.

Подход к управлению водными ресурсами должен основываться на законах природы и мировом опыте.

Следует учитывать, что направление на уменьшение вреда паводков путем расчистки, углубления и спрямления русел рек (справедливое и рекомендуемое для зон избыточного увлажнения), согласно законам гидравлики и гидрологии, будет ускорять сброс воды в Каспий, увеличивая ниже по течению паводки, способствовать дальнейшему обезвоживанию засушливых вододефицитных территорий и усугублению их проблем.

Необходимо зарегулирование паводкового речного стока. Мировая практика и российский опыт в этом направлении подтверждают его эффективность. Так, в зарубежной Европе в 1950 г. имелось 727 водохранилищ общим объемом 9 км3. К 1980 г. их количество увеличилось до 2327 (в 3,2 раза) общим объемом 210 км3(в 23 раза), что повысило устойчивость меженного речного стока и улучшило социально-экономические условия.

Если проанализировать мероприятия в Оренбургской области и соседних областях, то наблюдается, что в Оренбуржье основные средства направляются на расчистку русел и укрепление берегов, а в Башкирии и Челябинской области на строительство водохранилищ и ремонт уже существующих гидротехнических сооружений, что способствует накоплению водных ресурсов и повышению эффективности их использования.

Требуется:

• Разработать и принять региональную программу «Охрана и восстановление водных ресурсов в Оренбургской области», состоящую из разделов:

1. управление водными ресурсами и режимом речного стока в целях повышения эффективности их использования и предупреждения (снижение) негативного воздействия вод.

Комплекс мероприятий:

- по аккумуляции талых вод в водохранилищах в зонах перспективных населенных пунктов;

- по капитальному ремонту ГТС,

- по берегоукреплению, расчистке и спрямлению русел рек в населенных пунктах, находящихся в зоне риска.

2. обследование, подготовка проектных решений и организация работ по расчистке родников.

3. строительство новых и капитальный ремонт существующих очистных сооружений в городах и районных центрах бассейна р. Урал.

Организовать строительство Алтнабайского водохранилища на р. Кумак в Новоорском районе с целью задержания весеннего паводка и поддержания уровня р. Урал в летний период.

• Активизировать сотрудничество с Республикой Казахстан в решении водохозяйственных задач в бассейне реки Урал и смежных бассейнов.

2.6. Сохранение и воспроизводство биоразнообразия области

Для сохранения биоразнообразия в Оренбургской области необходимо:

Организовать государственный заповедник федерального значения «Шайтан – Тау».

Организовать природный парк областного значения на Ириклинском водохранилище.

Оказывать содействие в реализации проект ПРООН/ГЭФ по сохранению и восстановлению евразийских степей.

Разработать и принять программу «Сохранение и воспроизводство водных биологических ресурсов».

3. Основные альтернативные предложения решения экологических проблем

Изменение законодательства в части:

• установления налогообложения с собственников отходов производства и потребления;

• установления льготное налогообложение для предприятий и организаций, занимающихся переработкой отходов;

• установление льготного налогообложения для организаций, в отношении имущества, вновь созданного или приобретаемого нового (не бывшего в эксплуатации) относящегося к объектам основных фондов природоохранного назначения.

• принятие закона Оренбургской области «Об экологическом мониторинге в Оренбургской области» и установления обязанности размещения в режиме реального времени информации о состоянии окружающей среды;

• установления права органов регионального экологического контроля в определенных случаях осуществлять контрольные мероприятия на любых предприятиях, например при аварийных, чрезвычайных ситуациях, резких колебаний ПДК, осуществлять на территории предприятий необходимые замеры и обязанность принятия результатов проверок федеральными структурами при рассмотрении административного производства;

• установления обязанности взыскания экологического ущерба наряду с применением административного штрафа;

• принятие методики оценки риска для здоровья населения и охраны среды обитания в Оренбургской области.

• принятие региональной программы «Охрана и восстановление водных ресурсов в Оренбургской области», состоящей из разделов:

1. управление водными ресурсами и режимом речного стока в целях повышения эффективности их использования и предупреждения (снижение) негативного воздействия вод.

Комплекс мероприятий:

- по аккумуляции талых вод в водохранилищах в зонах перспективных населенных пунктов;

- по капитальному ремонту ГТС,

- по берегоукреплению, расчистке и спрямлению русел рек в населенных пунктах, находящихся в зоне риска.

2. обследование, подготовка проектных решений и организация работ по расчистке родников.

3. строительство новых и капитальный ремонт существующих очистных сооружений в городах и районных центрах бассейна р. Урал.

• принятие программы «Сохранение и воспроизводство водных биологических ресурсов».

Организация практических мер в рамках действующего законодательства:

• создать автоматизированную систему экологического мониторинга на территории Оренбургской области, в первую очередь в промышленных зонах основных загрязнителей, а так же в городах Оренбург, Орск, Новотроицк, Медногорск, Кувандык, Гай;

• обеспечить доступность для населения Оренбургской области полученных лабораторных данных в режиме реального времени;

• Для формирования базы необходимо провести обследование промышленных предприятий (основных загрязнителей) в городах Оренбург, Орск, Новотроицк, Медногорск, Гай, Кувандык, Бузулук, Бугуруслан, Ясный, п. Светлый;

• Результаты комплексного обследования использовать для согласования выбросов, поэтапного их снижения и мероприятий областной экологической программы;

• Внедрить практику взыскания ущерба причиненному здоровью;

• провести инвентаризацию промышленных и бытовых отходов на территории области;

• организовать строительство заводов по переработке отходов на территории Оренбургской области;

• Организовать строительство Алтнабайского водохранилища на р. Кумак в Новоорском районе с целью задержания весеннего паводка и поддержания уровня р. Урал в летний период.

• Активизировать сотрудничество с Республикой Казахстан в решении водохозяйственных задач в бассейне реки Урал и смежных бассейнов.

• Организовать государственный заповедник федерального значения «Шайтан – Тау»;

• Организовать природный парк областного значения на Ириклинском водохранилище;

• Оказывать содействие в реализации проект ПРООН/ГЭФ по сохранению и восстановлению евразийских степей.