Каждый имеет право на образование.

Гарантируются общедоступность и бесплатность
дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования
в государственных или муниципальных образовательных учреждениях
и на предприятиях.

(Конституция Российской Федерации ст. 43)

 

 

Альтернативные предложения по реализации задач по обеспечению гарантий общедоступного и бесплатного дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в Оренбургской области

Образование это фундаментальная основа государства и личности.

Роль образования увеличивается в связи с необходимостью закрепления лидирующих позиций страны и соответствия уровню мировых тенденций экономического и общественного развития, что также является актуальным и для конкурентоспособности региона.

Получив качественное образование, каждый гражданин может самостоятельно строить жизнь и быть полноценным членом общества.

Однако школа сегодня, в широком понимании этого слова, имеет многочисленные проблемы.

Не продуманная государственная политика, общесистемный социально-экономический кризис, привел к потере многих образовательных учреждений, особенно детских дошкольных. Постоянное недофинанисирование негативно повлияло на состояние зданий и материальное оснащение учебных заведений. Низкая заработная плата значительно снизила престиж профессии, привело к потере квалифицированных кадров и отсутствию преемственности поколений в профессии. Устаревшее и перегруженное содержание школьного образования снизило качество фундаментальных знаний: математики и информатики (включая умения вести поиск и отбор информации), русского и иностранных языков, базовых социальных и гуманитарных дисциплин (экономики, истории и права) и привело к перегрузке учащихся. Ухудшению их здоровья.

Серьезной проблемой стала слабая социализация личности выпускников школ, их неумение адаптироваться к жизни в современном обществе. Профессиональное образование, в свою очередь, не решило проблему "кадрового голода", обусловленного новыми требованиями к уровню квалификации работников. В то же время многие выпускники учреждений профессионального образования не могут найти себе работу. В условиях экономического расслоения общества все эти недостатки системы образования усугубились неравным доступом к качественному образованию в зависимости от доходов семьи.

Конституционные гарантии по доступному и бесплатному дошкольному образованию не обеспечены в полной мере и в настоящее время не предусмотрено никаких мер, компенсирующих это.

Решение проблем в системе образования должно стать наиболее приоритетным направлением для государства, которые не должны замыкаться только на школе, в их решении должны быть задействованы все сферы общества, включая  частные структуры, средства массовой информации, общественные организации.

Справка о реализации областных целевых программ,
связанных с образовательным процессом за 2011 год

№ п/п

Наименование программы

Утверждено

на 2011 год (областной бюджет)

тыс. руб.

Профинансировано

в 2011 году 

(областной бюджет)

тыс. руб.

% исполнения

 

 

1.

Областная целевая программа «Патриотическое воспитание граждан Оренбургской области                                       на 2011-2015 годы»

4 888,0

4 840,0

99,0

2.

Областная целевая программа «Дети Оренбуржья» на 2011-2013 годы

1 843,0

1 840,8

99,9

3.

Областная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в Оренбургской области  в 2009-2012 годах»

735,0

734,8

100,0

4.

Областная целевая программа «Безопасность образовательного учреждения» на 2008-2011 годы

126 090,0

123 694,4

98,1

5.

Областная целевая программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Оренбургской области»                                                                   на 2010-2012 годы

 

545,0

545,0

100,0

6.

Областная целевая программа «Комплексные меры по совершенствованию системы физической культуры и спорта в Оренбургской области»  на 2011-2015 годы

8 838,0

8 821,1

99,8

7.

Областная целевая программа «Молодежь Оренбуржья» на 2011-2015 годы

750,0

402,0

53,6

8.

Областная целевая программа «Совершенствование организации питания учащихся в  общеобразовательных учреждениях Оренбургской области  на 2011-2013 годы»

274 083,3

269 277,0

98,2

Итого:

417 772,3

410 155,1

98,2

 

Из указанного перечня целевых программ следует, что в настоящее время нет ни одной программы, направленной на модернизацию (капитальные вложения) учреждений образования. Кроме того, увеличивающий поток информации в современном мире создает предпосылки для переоснащения образовательного процесса. Бюджетный дефицит требует создания новых эффективных механизмов использования финансовых средств. Надлежит повсеместно обеспечить равный доступ к полноценному качественному образованию независимо от материального достатка семьи, места проживания, национальной принадлежности и состояния здоровья, что также требует введения новых механизмов финансирования. Необходимо использовать все возможности для социальной защиты детей и подростков, лишенных попечения родителей. Важной задачей также является формирование профессиональной элиты, выявление и поддержка наиболее одаренных, талантливых детей и молодежи.

1. Дошкольное образование

Дошкольное воспитание как первая ступень образования, на которой закладываются основы социальной личности, и важнейший институт поддержки семьи в настоящее время испытывает серьезный кризис. Полноценное развитие ребенка происходит при условии наличия двух составляющих его жизни – полноценной семьи и детского сада. Семья обеспечивает необходимые ребенку личностные взаимоотношения. Главное преимущество детского сада наличие детского сообщества, благодаря которому создается пространство социального опыта ребенка. Только в условиях детского сообщества ребенок познает себя в сравнении с другими, присваивает способы общения и взаимодействия, адекватные различным ситуациям. Вместе с тем, детский сад также оказывает поддержку семье - родители могут работать и учиться, они могут быть уверены, что ребенок находится в комфортных условиях, нормально питается, с ним занимаются педагоги.

К сожалению, в настоящее время только 61 % детей посещает детские сады. Основными причинами является нехватка детских дошкольных учреждений, особенно для городов, неплатежеспособность родителей и, реже, состояние здоровья ребенка. Практически исчезла сеть ведомственных детских садов, развитие частных садов происходит не активно.

Состояние дошкольного образования в разрезе городов
и районов Оренбургской области по состоянию на 01.01.2012 г.

Наименование

городов и районов

Количество учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования

% охвата детей дошкольным образованием в учреждениях, работающих в режиме детского сада

% охвата детей различными формами дошкольного образования

(с учетом ГКП**)

Обеспеченность детского насе-ления услугами дошкольного образования (мест в ОУ на 1000 детей

Число детей на 100 мест в ДОУ

всего

из них ДОУ*

1

Бугуруслан

19

18

78,1

78,1

712

110

2

Бузулук

29

29

74,3

77,9

598

124

3

Гай

11

11

75,9

76,1

743

102

4

Медногорск

11

11

61,2

64,7

785

78

5

Новотроицк

37

37

81,0

81,0

1012

80

6

Оренбург

135

131

74,4

81,1

651

114

7

Орск

66

63

68,9

68,9

588

117

8

Сорочинск

10

10

65,4

66,0

680

96

9

Абдулинский

9

7

39,4

55,6

372

108

10

Адамовский

16

15

48,5

60,6

681

88

11

Акбулакский

18

13

40,9

41,5

430

97

12

Александровский

16

13

42,8

60,6

564

78

13

Асекеевский

9

9

40,3

43,0

403

100

14

Беляевский

16

5

40,6

48,8

515

87

15

Бугурусланский

10

4

22,3

44,8

247

88

16

Бузулукский

23

23

33,9

33,9

428

79

17

Гайский

11

9

41,8

44,7

665

64

18

Грачевский

14

14

54,4

61,2

806

67

19

Домбаровский

9

9

53,6

56,1

607

88

20

Илекский

17

8

50,4

64,9

433

124

21

Кваркенский

16

12

42,8

46,1

579

90

22

Красногвардейский

16

16

46,8

53,9

468

100

23

Кувандыкский

25

25

51,3

52,8

571

90

24

Курманаевский

17

12

60,7

62,6

802

77

25

Матвеевский

4

2

33,9

48,0

331

109

26

Новоорский

17

17

69,4

72,8

683

102

27

Новосергиевский

16

16

37,3

43,8

310

120

28

Октябрьский

9

7

41,2

54,5

397

94

29

Оренбургский

50

44

53,7

66,0

577

93

30

Первомайский

26

26

65,2

65,2

771

85

31

Переволоцкий

24

18

51,4

51,4

713

72

32

Пономаревский

9

4

48,0

53,6

635

82

33

Сакмарский

9

9

38,4

47,8

431

89

34

Саракташский

30

21

46,6

54,0

463

96

35

Светлинский

8

7

57,9

57,9

807

71

36

Северный

8

7

49,3

50,6

530

92

37

Соль-Илецкий

22

22

38,0

54,0

410

93

38

Сорочинский

19

18

52,3

57,3

850

61

39

Ташлинский

23

23

51,8

57,1

724

72

40

Тоцкий

14

10

44,5

52,4

474

95

41

Тюльганский

19

11

61,8

64,3

744

87

42

Шарлыкский

5

3

35,2

46,2

387

91

43

Ясненский

7

7

61,9

68,6

609

102

44

ЗАТО Комаровский

3

3

89,5

89,5

876

130

 

ИТОГО

882

779

61,8

69,55

612

101

* ДОУ – дошкольное образовательное учреждение ** ГКП- группы кратковременного пребывания

Из представленной таблицы видно, что для некоторых территорий проблема нехватки детских дошкольных учреждений особенно актуально. Например, для города Бузулука при обеспеченности ДОУ 59,8 % группы переполнены на 24 %, в Новосергеевском районе охват составляет всего 31% и группы переполнены на 20 % и т.д. 

Также серьезной проблемой является состояние здоровья детей. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН лишь 5-7 % дошкольников здоровы, до 25 % страдают хроническими заболеваниями, свыше 60 % имеют функциональные отклонения. Все это усугубляется завышенными требованиями школы к будущим первоклассникам. Часто, родители, желая отдать своего ребенка в престижную школу или гимназию, вынуждены четырех- пятилетних детей – воспитанников детского сада в вечернее время водить на дополнительные занятия, которые организуют школы. Родители боятся, что их дети, в противном случае, не пройдут вступительное тестирование. Самоценность дошкольного детства ушла на второй план, во главу угла стала узконаправленная подготовка к школе. Результаты многолетних медицинских наблюдений за детьми, начавшими обучение с 6 лет, показывают, что “шлейф” школьных проблем и неблагополучия в состоянии здоровья прослеживается у них на протяжении многих лет.

Необходима снижение требований на уровне детского сада, которая в первую очередь должна быть направлена на формирование первичных духовных ценностей, интеллект ребенка, его творческое начало и др..

Организация работы с маленькими детьми в современных условиях предъявляет особые требования к профессионализму и личностным качествам педагогов. Вместе с тем сегодня молодые специалисты, получившие образование, практически не идут работать в детские сады. Причина этого не просто маленькая, а мизерная зарплата, не достигающая прожиточного минимума. Труд педагога в детском саду, отвечающего за жизнь и здоровье детей, ведущего многоаспектную воспитательную работу, требует огромных затрат душевных и физических сил. И только такие педагоги смогут достойно воспитать детей.

Отсюда следует краткий вывод: достойным педагогам – достойную зарплату.

В настоящее время основная финансовая нагрузка по обеспечению детского дошкольного образования ложится на муниципальные образования, которые  в силу своих дефицитных бюджетов не способны выполнить эти обязательства.

В связи с такими обстоятельствами необходимы усилия государственной власти и общества, направленные на обеспечение полного охвата различными формами дошкольного воспитания детей хотя бы с 4-5 лет с целью их полноценного развития и оказания поддержки.

В связи с этим предлагается:

  • переход к долевому финансированию дошкольных образовательных учреждений и передачу в ведение субъектов Российской Федерации финансирования и реализации программ дошкольного образования;
  • принятие соответствующих целевых программ по строительству детских садов с поддержкой федерального бюджета;
  • государственная финансовая поддержка в виде предоставления субсидий в рамках государственно-частного партнерства;
  • выплата пособий родителям (законным представителям) детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения;
  • Принятие нормативного акта о государственной поддержке дошкольного образования в Оренбургской области;
  • Доведение оплаты труда в дошкольных образовательных учреждениях до уровня оплаты труда не ниже средней по экономике региона.

 

2. Основное общее образование

Неудовлетворительное финансирование является одной из основных причин возникновения кризисных ситуаций в системе образования. В целом потребность образовательных учреждений в финансовых средствах, не смотря на все заверения власти, не обеспечивается в полной мере. Учебно-материальная база образовательных учреждений приходит в негодность, устаревает. Недостаточно средств на капитальные вложения, темпы износа зданий существенно опережают темпы их реконструкции и нового строительства, некоторые школы находятся в аварийном состоянии. Большинство городских школ  работают в 2 смены. Недостаточными темпами ведется строительство объектов системы образования, не осуществляется строительство образовательных учреждений в сельской местности.

Практически в каждой школе взимается плата под видом добровольных пожертвований родителей, для чего даже создаются общественные организации. И хотя данные действия осуществляются в рамках правового поля, но по своей сути являются незаконными, так как фактически средства родителей тратятся на необходимые нужды школы, финансирование которых является обязанностью государства.

В нарушение законодательства не обеспечивается защита образовательных учреждений от штрафов и пеней, начисляемых независимо от отсутствия или несвоевременности финансирования из бюджетов, что делает руководителей образовательных учреждений заложниками действующей власти.

Результатами обследований различных контрольных организаций  становятся многочисленные предписания, начиная от несоответствия высоты выходов, не обеспеченности надлежащими рабочими местами, вентиляций до более серьезных в виде трещин в несущих конструкций и т.д. Возложение устранение предписаний на плечи руководства образовательного учреждения без финансовой составляющей должно стать не допустимым. Все предписания должны включаться в реестры расходных обязательств соответствующих уровней бюджета.

Состояние сельских школ еще более плачевное.

В настоящее время система общего образования области состоит на 80 процентов из сельских школ, где обучаются почти 46 процентов учащихся. Сегодня основной причиной закрытия школ это малое количество учеников на фоне больших расходов на содержание коллектива и зданий. На некоторых территориях численность таких школ составляет 80 и более процентов.  Существующая система подушевого финансирования школ не позволяет покрыть расходы на содержание малокомплектных школ, в которых обучается менее 100 учеников, а следовательно влечет к их закрытию.

Практика показывает, что школа в маленьких сельских поселениях является не только центром образования, но и культурным центром. Закрытие школы влечет дальнейшую деградацию села.

Во многих субъектах существует практика поддержки малокомплектных школ. В Самарской и Калужской области приняты областные программы по сохранению малокомплектных школ в регионе. В Московской области, Республиках Башкортостан, Мордовии малокомплектные школы финансируются исходя из фактических расходов. В Республике Коми запущен пилотный проект о дистанционном обучении обучающихся в малокомплектных школах.

В последние годы отчетливо проявляются тенденции ухудшения социального положения и здоровья детей. Большую опасность психическому здоровью детей составляет не контролируемое растущее включение детей в глобальное информационное пространство в сети Интернет и негативное влияние СМИ. По данным социологических исследований, отношение к непреходящим по своему значению духовно-нравственным и патриотическим ценностям резко изменилось в худшую сторону. Героем нашего времени и в определенной степени образцом для подражания выставляется негативный лидер – эгоистичный, циничный, агрессивный, примитивный, но преуспевающий и добивающийся успеха, не считаясь со средствами. В совокупности с тенденцией роста числа внутрисемейных конфликтов, разводов возникает опасная тенденция переориентации ребенка на простое выживание. Отсюда рост преступлений, суицидов, пассивная или агрессивная жизненная позиция, что в  будущем может привести к социальному взрыву. Кроме того, отсутствие нормативного регулирования вопросов ответственности детей, их родителей за выраженное негативное поведение, нарушение дисциплины  влечет к усугублению ситуации, воспитанию безнаказанности.

Необходимо нормативное регулирование вопросов информационно-психологической безопасности. Увеличение государственного заказа, направленного на просвещение молодежи через СМИ (передачи, фильмы и т.д.) Пропаганда на государственном уровне ценностей семьи, патриотизма, человеческих ценностей. Возможность отстранения от учебного процесса социально опасных детей.

В целом остается проблемой кадровое обеспечение образовательных учреждений. Сохраняется устойчивая тенденция старения педагогических работников образовательных учреждений всех типов и видов, недостаточно молодых специалистов вследствие низкого уровня оплаты труда и социального престижа профессии педагога, слабой социальной защищенности педагогических и научно-педагогических работников образовательных учреждений.

Низкая заработная плата учителей рождает тенденцию к повальному репетиторству. Репетиторство, как услуга в целом явление полезное, но когда репетиторство становится заменой базового образования, это уже явление совершено ненормальное, которое влечет в том числе снижение качества преподавания педагога. Большая часть репетиторов - рабочие учителя, совмещающие коммерческую деятельность с основной государственной работой.

Заявления власти о повышении оплаты труда привели к завышенным ожиданиям того, что каждому учителю автоматически должны были повысить зарплату на 30%, что привело к очередным разочарованиям со стороны педагогических работников. Кроме того для Оренбургской области стало характерным не выплата уральского коэффициента для тех категорий работников, которые получают минимальную оплату труда, что стало предметом многочисленных судебных разбирательств.

Для улучшения основного общего образования предлагается:

  1. передать обеспечение учебного процесса в муниципальных общеобразовательных школах в ведение субъектов Российской Федерации и придания им статуса государственных образовательных учреждений;
  2. ввести адресные целевые выплаты для малообеспеченных учащихся и создание на региональном и муниципальном уровнях других механизмов поддержки детей, нуждающихся в особой социальной защите;
  3. обеспечить  финансирование малокомплектных школ по фактическим расходам в целях их сохранения;
  4. исключить ответственность руководителей образовательных учреждений по предписаниям различных органов по оснащенности образовательного учреждения при отсутствии  необходимого бюджетного финансирования;
  5. установить обязательное включение в расходные обязательства соответствующих бюджетов расходы на устранение предписаний государственных органов;
  6. принять соответствующие муниципальные программы по организации досуговой деятельности и каникулярного времени;
  7. при формировании бюджетов определить приоритетным развитие массового спорта;
  8. Принять государственную программу обеспечения социальным жильем молодых специалистов, учителей, научно-педагогических работников;
  9. Обеспечить выплату заработной платы для технических работников не ниже минимальной оплаты труда с начислением уральского коэффициента;
  10. Обеспечить минимальную заработную плату для квалифицированных работников в сфере образования не ниже средней по экономике по региону.

 

3. Создание условий для повышения качества профессионального образования

Основными проблемами профессионального образования мы видим отсутствие возможности последующего трудоустройства. Законодательство о занятости населения не дает необходимых гарантий для решения этого вопроса. Причиной этому негативному явлению остается отсутствие желания работодателей заключать трудовые договоры с такими гражданами из-за отсутствия у них опыта работы, устойчивых профессиональных навыков и, как следствие, низкой производительности и эффективности их труда, при этом механизмы экономического или внеэкономического принуждения работодателей к трудоустройству молодежи отсутствуют.

Развитие любого муниципального образования напрямую зависит от профессиональной подготовленности и возможности трудоустройства его жителей. Более того, кадровый потенциал должен постоянно обновляться за счет максимального привлечения к трудовой деятельности молодежи. Проблемы трудоустройства молодежи и привлечения квалифицированных специалистов для восполнения кадров и развития кадрового потенциала предприятий города и региона взаимосвязаны и относятся к числу тех проблем, которые в современных условиях непосредственно влияют на конкурентоспособность и экономическое благополучие профессиональных училищ и предприятий. Именно поэтому вопросы трудоустройства молодежи должны стать государственным приоритетом.

Одним из недостатков современного института высшего профессионального образования является тенденция переноса центра тяжести с бюджета на внебюджетные средства, в том числе и личные, в совокупности с происходящим расслоением общества по уровню доходов ведет к угрозе превращения российской демократической системы образования в сословную, элитарную. В связи с этим необходимы выработка специальных мер поддержки, позволяющих вовлечение прогрессивной молодежи  в процесс получения высшего профессионального образования.

Новые требования к квалификации работников и увеличение количества негосударственных образовательных учреждений всех уровней образования ведет к необходимости усиления государственного и общественного контроля их деятельности, качества предлагаемого образования.

Предлагается:

  1. создание системы государственного образовательного кредитования, субсидирования для расширения возможностей детям из малообеспеченных семей получать среднее и высшее профессиональное образование, предусмотрев различные формы погашения кредита, субсидии;
  2. необходимо ввести систему госзаказа вузам по подготовке и направлению специалитов на предприятия;
  3. квотирование рабочих мест и субсидии работодателям;
  4. стимулирование создания для обучающихся фондов рабочих мест с неполным рабочим днем.