Рекомендации участников «круглого стола» на тему «Тенденции и проблемы законодательного регулирования взаимоотношений управляющих организаций, ТСЖ, ЖСК, ЖК с ресурсоснабжающими организациями»

1. Законодательному Собранию совместно с Правительством Оренбургской области:

1.1. Подготовить и внести на рассмотрение законодательные инициативы (обращения):

– регулирующие вопросы установления тарифов, в том числе для организаций коммунального комплекса, в части установления возможности включения в тариф предельного процента недосборов с населения, исходя из мирового опыта;

– в Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 No 188-ФЗ, в постановления Правительства Российской Федерации, регулирующие предоставление жилищно-коммунальных услуг в части утверждения минимального перечня работ для достижения защиты права жителей на безопасное и комфортное проживание в жилом помещении;

– в Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 No 188-ФЗ в части установления дополнительных полномочий для субъекта и органов местного самоуправления в предоставлении бюджетных субсидий управляющим организациям, ТСЖ, ЖСК, ЖК для возмещения недосборов, если ими исчерпаны все возможные способы взыскания задолженности в административном и судебном порядке;

– в Кодекс Российской Федерации «Об административных правонарушениях» от 30.12.2001 No 195-ФЗ в части пересмотра субъектов ответственности за нарушение жилищного законодательства, повышения ответственности собственников за неисполнение или уклонение от исполнения обязанностей, связанных с финансированием содержания и ремонта многоквартирного дома;

– в нормативные акты Правительства Российской Федерации, регулирующие порядок расчетов, в части установления:

1) сроков выполнения обязательств по расчетам исполнителей коммунальных услуг (абонентов) с ресурсоснабжающими организациями;

2) процедуры взаимных сверок объемов (количества) коммунальных ресурсов, потребляемых в многоквартирном доме, и сверок расчетов;

3) типовых или примерных условий договоров ресурсоснабжения в отношении предоставления исполнителям коммунальных услуг скидок при выполнении ими обязательств по обеспечению определенного уровня оплаты объемов (количества) коммунальных ресурсов, потребляемых в многоквартирном доме (например, 95 процентов).

1.2. Направить обращения к Правительству Российской Федерации: – о внесении изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 No 354, в которых предусмотреть для исполнителя коммунальных услуг возможность выступать не покупателем коммунального ресурса, а агентом, действующим от имени населения;

– об урегулировании отношений между РСО и исполнителем коммунальных услуг в случае необходимости перехода к договорным отношениям непосредственно с потребителями;

– об установлении исключительных случаев ограничения и прекращения поставки коммунальных ресурсов для населения.

2. Правительству Оренбургской области: рассмотреть вопрос субсидирования обоснованных убытков управляющих организаций, ТСЖ, ЖСК, ЖК, если ими исчерпаны все возможные способы взыскания задолженности в административном и судебном порядке;

организовать широкую информационно-разъяснительную работу среди населения по вопросам управления многоквартирными домами, структуре платежей за коммунальные услуги, способам оплаты, необходимости своевременной оплаты в полном размере за коммунальные и жилищные услуги.

3. Муниципальным образованиям Оренбургской области: обеспечить установление дифференцированной стоимости жилищно- коммунальных услуг в зависимости от конструктивных и технических параметров многоквартирных домов;

регулярно проводить разъяснительную работу с населением, в том числе через средства массовой информации, по вопросам управления жилищным фондом, его содержания, предоставления коммунальных услуг.

4. Ресурсоснабжающим организациям рассмотреть возможность заключения агентских договоров с управляющими организациями, ТСЖ, ЖСК, ЖК, в которых РСО выступает агентом по сбору платежей с населения за потребленный ресурс.

5. Управляющим организациям, ТСЖ, ЖСК, ЖК: улучшить качество предоставления жилищно-коммунальных услуг; заключать агентские договоры с ресурсоснабжающими организациями, в которых РСО будет выступать агентом по сбору платежей с населения за потребленный ресурс;

активизировать и регулярно проводить разъснительную работу с населением по вопросам управления жилищным фондом, его содержания, предоставления коммунальных услуг;

активизировать претензионную работу по взысканию долгов населения за коммунальные услуги;

принять меры, направленные на сбережение ресурсов и повышение энергоэффективности многоквартирных домов;

ускорить оснащение жилищного фонда коллективными (общедомовыми) приборами учета согласно статье 13 Федерального закона No 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности».

6. Саморегулируемой организации НПО «Оренбуржье»: провести разъяснительную работу с членами СРО о тенденциях законодательного регулирования вопросов взаимоотношения управляющих организаций с ресурсоснабжающими организациями и различных механизмах построения взаимоотношений;

принять для членов СРО стандарты и правила деятельности управляющих организаций в жилищной сфере.

 

 

"Альтернативное правительство: реформа ЖКХ"
(газета АиФ в Оренбуржье. 25 апреля 2012 г.)

Каждый оренбуржец является потребителем жилищно-коммунальных услуг, поэтому не понаслышке знает о том клубке проблем, который существует в этой сфере. Одна из ниточек, за которую следует потянуть, чтобы попытаться распутать туго затянутый узел, это система платежей за воду, свет, тепло, сложившаяся как в регионе, так и в стране в целом. Свои решения, при которых население может оказаться в выигрыше, предлагает председатель альтернативного правительства Оренбургской области Сергей Катасонов.

– Давайте ответим на основной вопрос: что такое ЖКХ в масштабах России и Оренбуржья? В многоквартирных домах по всей стране проживает около 90 миллионов россиян. Это более 60% населения. Эксперты оценили финансовую емкость рынка коммунальных услуг в 1,2 трлн. рублей, которые обращаются в системе управления многоквартирным жильем. В Оренбургской области только основные коммуникации: водопроводные, тепловые, канализационные сети притянулись на 18,5 тыс. км. Объем услуг, оказываемых населению, составляет более 13 млрд. рублей. В отрасли заняты более 30 тыс. специалистов.

Но за этими масштабными, внушающими уважение цифрами скрываются острейшие, злободневные проблемы. Об этом говорят сотни жалоб в моей депутатской приемной, различных общественных и контролирующих организациях. В них оренбуржцы сигнализируют о промерзающих стенах, протекающих крышах, неухоженных подъездах и дворах. Износ коммунальных сетей составляет 60%, 40% многоквартирных зданий нуждаются в капитальном ремонте. Список можно продолжать долго.

На этом явно неблагополучном фоне продолжается неуклонный рост коммунальных платежей. За десятилетия (с 2001 по 2011 год) тарифы на водоснабжение выросли в семь раз, на теплоснабжение – в пять раз, на содержание жилья и текущий ремонт – почти в два раза.

При этом, несмотря на все мифы о безответственности рядовых граждан, которые, якобы, погрязли в неплатежах, исправно и вовремя платят за коммунальные услуги 95% населения. Показатель очень близкий к мировым тенденциям. В ряде стран, как бы заранее предусматривается недобор платежей по техническим причинам в размере 2-4% от собираемой суммы. Так что Россия в общемировой тренд вполне вписывается.

Существуют разнообразные схемы получения денег с потребителей. Причем, в некоторых случаях средства за отопление и электричество вообще минуют управляющую компанию и транзитом следуют в РСО. У некоторых же заключен договор с рассчетно-кассовыми центрами. Однако, это вовсе не защищает управляющие компании от претензий ресурсоснабжающих организаций, ведь они поставили 100% ресурса, а получили за это только 95% денег. Иск, направленный в суд с максимальной гарантией удовлетворяется в пользу РСО. Так велит закон, в частности, новая редакция жилищного кодекса РФ.

В этой, вполне реальной ситуации, долги накапливаются не только у жильца-неплательщика, но и у жилищно-коммунальной структуры. И через некоторое время против нее можно возбуждать процедуру банкротства. Не буду специально останавливаться на известных фактах, когда средствами жильцов слишком вольно распоряжаются, а проще говоря, откровенно воруют в управляющих организациях. Такое, увы, случается, но в целом, эти компании исключение из правил.

В результате сложившейся системы страдает население. В структуре платежей за жилищно-коммунальные услуги на тепло, водоснабжение и водоотведение приходится до 75%. В лучшем случае, на текущий ремонт и содержание жилья остается четверть внесенных за квартплату денег. Из них необходимо оплатить вывоз твердых бытовых отходов, обеспечить информационный ресурс на уровне управляющей организации, заплатить за расход электроэнергии в местах общего пользования, услуги по начислению и расщеплению платежей, штрафы контролирующих органов, реализовать меры пожарной безопасности, обеспечить работу паспортных столов. Из этих же пресловутых 25% следует погасить долги перед ресурсоснабжающими организациями. Иначе на горизонте отчетливо замаячит банкротство. А на реальное повышение качества проживания граждан остаются уже сущие гроши.

Казалось бы, чего проще: вот списки фамилий и номера квартир конкретных должников, подавай в суд, взыскивай с них средства, которые они не перечислили РСО. Вот только практика показывает, что судебным приставам удается изъять у нерадивых квартировладельцев не более трети от суммы, которую требуют ресурсоснабжающие компании. При этом даже эти 30% от исков собираются не сразу, а постепенно. Другое дело – управляющая организация. У нее забирают все 100% долгов, и сразу.

Это и есть те самые деньги, которые могли бы быть конвертированы в реальные услуги добросовестным плательщикам и всем остальным жителям многоквартирных домов: отремонтированные крыши, фасады, подъезды, обустроенные дворы и детские площадки.

Не будем углубляться в тему «кто виноват», а попробуем ответить на вопрос «что делать». Есть прямой смысл оставить «кесарю кесарево». Для этого возможно перейти на прямые платежи собственников и нанимателей муниципальных и государственных жилых помещений поставщикам энергоресурсов. Несомненный интерес представляет еще одно предложение. Это «расщепление» платежей, которое предполагает оплату коммунальных услуг отдельно компаниям, их представляющим. В платежном документе будут поименованы все службы, задействованные в процессе жизнеобеспечения населения. Деньги тогда пойдут мимо управляющей организации, которой достанется лишь то, что ей положено на содержание жилого фонда. При этом сам платежный документ будет единым.

Но все это, на мой взгляд, полумеры. Поскольку неплатежи населения никуда не исчезают. Они были, есть и будут существовать при любой схеме расчетов в обозримом будущем.

Альтернативное правительство Оренбургской области не уклоняется от поиска приемлемых решений этих насущных забот населения и государства.

Было бы вполне разумным законодательно закрепить учет недосбора, это могут быть общерегиональные 4-5%, в тарифы на энергоресурсы, либо в стоимость услуг управления многоквартирными домами.

Для защиты обедневшего населения, неспособного погасить долги за коммунальные услуги, следует настойчиво просить о выделении государственных субсидий управляющим организациям.

Уже сегодня возможно заключить с РСО агентский договор на сбор платежей, где агентом выступает сама ресурсоснабжающая организация.

Не противопоставляя друг другу жителей многоквартирных домов, управляющие организации и РСО, изменение механизма расчетов за коммунальные услуги даст импульс для развития рынка управления жилым фондом, позволит предоставлять качественные услуги жильцам-оренбуржцам.